Традиция украшать яйца затейливой росписью появилась за несколько тысячелетий до Воскресения Христа

Страусиные яйца с искусно раскрашенной скорлупой были найдены в гробницах правителей, полководцев и других важных персон, живших примерно с 2500 по 500 год до нашей эры в Средиземноморье и на территории современного Ближнего Востока. Кто их украшал, и как они оказались в руках древней знати?

Если бы вам захотелось произвести впечатление на какого-нибудь правителя, жившего в бронзовом или железном веке, просто украшениями или драгоценными камнями вы бы его не удивили. Вместо этого ему надо было бы подарить яйцо. А если точнее — страусиное яйцо с украшенной затейливой резьбой и искусно раскрашенной скорлупой. Именно такие оологические подношения были найдены в гробницах правителей, полководцев и других важных персон, живших примерно с 2500 по 500 год до нашей эры в Средиземноморье и на территории современного Ближнего Востока. Эти находки привели археологов в восторг и при этом озадачили: кто их украшал, и как они оказались в руках древней знати?

Чтобы разгадать эту тайну, группа археологов и музейных работников внимательно изучила яйца с покрытой резьбой и раскрашенной скорлупой, имеющиеся в коллекции Британского музея. В коллекции представлены пять яиц, имеющих большую ценность, не поврежденных и находящихся в прекрасном состоянии. Все яйца были обнаружены в Италии, в захоронении, известном как гробница Изиды в Вульчи, которая была открыта в 1839 году братом Наполеона Бонапарта, принцем Люсьеном. Гробница датируется примерно 600 годом до нашей эры, и в ней было обнаружено множество других предметов роскоши, в том числе золотые украшения и бронзовая посуда. Все пять страусиных яиц были раскрашены, а на четырех из них были выгравированы повторяющиеся геометрические узоры, анималистические мотивы, а также изображения колесниц с воинами.

Чтобы выяснить происхождение яиц, ученые исследовали другие находки — отдельные фрагменты скорлупы, обнаруженные примерно в десятке других захоронений в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Для этого они провели анализ стабильных изотопов — то есть, использовали метод, который позволяет сопоставить химические маркеры в костях и зубах с конкретными регионами. Исследователи и без этого догадывались, что роспись была сделана ассирийскими и финикийскими мастерами, и изотопный анализ подтвердил это. Но как написали ученые в сегодняшнем номере журнала «Энтиквити» (Antiquity), они обнаружили, что даже яичная скорлупа, обнаруженная в одной и той же гробнице, имела разное происхождение, то есть яйца изначально были привезены из нескольких разных регионов, что указывает на более сложную систему поставки товаров, чем считалось ранее. Исследование, проведенное с помощью сканирующего электронного микроскопа, показало и то, что мастера, украшавшие скорлупу яиц резьбой, использовали множество инструментов и методов. Это свидетельствует о том, что процесс украшения таких яиц был весьма трудоемким, и для этого требовались навыки и высокое художественное мастерство.

Оригинал публикации: Elaborately decorated eggs predate Easter by thousands of years