Ученые смогут найти признаки жизни на экзопланетах уже через 5-10 лет

Исследования показывают, что новый телескоп Джеймса Уэбба сможет обнаружить потенциальные биосигналы на других планетах всего за 60 часов.

В октябре с Земли будет запущен телескоп Джеймса Уэбба, который, согласно расчетам, сможет зафиксировать признаки жизни, такие как аммиак, в атмосферах экзопланет

Космический телескоп Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope, JWST) потенциально сможет найти намного больше экзопланет, чем до него смогли «Хаббл» и TESS. Согласно техническим характеристикам аппарата, он сможет обнаруживать небесные тела с температурой поверхности в 300 кельвинов — почти как наша Земля, — которые находятся на расстоянии более 12 астрономических единиц от родительской звезды.

На сегодня запуск космического телескопа планируется 31 октября 2021 года. Если все пойдет по плану, то первые исследования на аппарате астрофизики смогут начать уже в январе 2022 года. Предполагается, что телескоп проведет на орбите 5 лет с возможной пролонгацией времени работы. Несмотря на то, что аппарат еще не запущен, астрофизики уже проводят расчеты того, как быстро он сможет найти сигналы внеземной жизни на других планетах, или дать понять, что небесное тело с большой вероятностью безжизненно.

Каприс Филлипс — аспирантка Университета штата Огайо — провела такой анализ и показала, что телескоп Джеймса Уэбба действительно сможет обнаружить аммиак в атмосфере шести газовых карликовых планет всего за несколько собственных орбитальных витков. В ходе работы авторы смоделировали, как приборы JWST будут реагировать на различные облака и атмосферные условия, а затем составили список мест, где телескоп должен искать жизнь.

Карликовые планеты, такие как сверхземли или мини-Нептуны, считаются перспективными небесными телами, на которых высока вероятность обнаружить признаки жизни. Эти типы планет не существуют в нашей Солнечной системы, поэтому ученые стараются выяснить, могут ли такие небесные тела быть пригодны для формирования и развития жизни. Аммиак и другие биомаркеры могут помочь астрофизикам в этом.